Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2019 № 1 Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2019.30.85.007
УДК: 378.2
ББК: 74.3я7 Р89
М. А. Нугайбекова ORCID
Доцент, кандидат филологических наук, доцент кафедры логопедии, специальной педагогики и специальной психологии, Самарский государственный социально-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Аннотация

Введение. В статье обоснована актуальность анализа специального программного обеспечения лингвистического образования школьников с тяжёлыми нарушениями речи. Представлен обзор основных программ по русскому языку и чтению, созданных за последние тридцать лет, раскрыты особенности современных подходов, отражённых в программах XXI века.

Цель статьи — проанализировать программное обеспечение лингвистического образования школьников с тяжёлыми нарушениями речи в течение последних тридцати лет, отметить преемственность в содержании и структуре программ, их научно-практическую значимость.

Материалы и методы. Основным методом исследования является анализ программ по русскому языку и чтению, научной литературы, посвященной программно-методическому обеспечению лингвистического образования школьников с тяжёлыми нарушениями речи. 

Результаты. Отобрано и обобщено, начиная с 80-х годов ХХ в., программное обеспечение лингвистического образования школьников с тя-жёлыми нарушениями речи, накоплен материал, отражающий отечествен-ный опыт создания программ по русскому языку в специальных (коррекци-

 

онных) школах. Намечены приемы работы студентов-логопедов с прог-раммами по русскому языку.

Обсуждение. Подчеркивается, что лингвометодическая компетенция дефектологов невозможна без информированности о содержании, структуре программ по русскому языку, без умений студентов-логопедов работать с ними. Умение специального педагога грамотно формулировать триединство задач занятия или урока объясняется знанием прог-рамм, умением с ними работать.

Заключение. Делается вывод о том, что изучение программ по русскому языку, ориентировка в программных требованиях должны осуществляться при освоении студентами-логопедами вузовского курса «Специальная методика обучения русскому языку и чтению», в ходе педагогических практик в коррекционных (специальных) образовательных учреждениях. Ретроспективный взгляд учёных на процесс усвоения русского языка школьниками с тяжёлыми речевыми нарушениями, сопоставительный анализ программ должны войти в учебники по дисциплине «Специальная методика обучения русскому языку и чтению».

Ключевые слова

программа; программное обеспечение; лингвистическое образование; программные требования; Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи; студенты-логопеды; лингвометодическая компетенция

Основные положения

– определены составляющие программного лингвистического образования;

– накоплен материал, отражающий отечественный опыт создания программ по русскому языку для специальных (коррекционных) школ;

– отмечена научно-практическая значимость проанализированных программ;

– представлены эффективные приёмы работы студентов-логопедов с программами по русскому языку.

Цитировать публикацию

Нугайбекова, М. А.  ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ [Текст] / М. А. Нугайбекова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2019. — №  1. — С. 97-113. — DOI: 10.25588/CSPU.2019.30.85.007.

Библиографический список

1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс] : приказ Минобрнауки России от 01.10.2015 N 1087 (Зарегистрирован в Минюсте России 30.10.2015 N 39561). URL: http://ivo.garant.ru/#/document/71237790/paragraph/39:0 (дата обращения: 02.03.2019).

2. Кривовязова Н. Д. Методика обучения русскому языку детей с тяжёлыми  нарушениями речи : учеб. пособие для студентов. Минск : Зорны верасень, 2007. – 215 с.

3. Демиденко С. А. Методика преподавания русского языка в специальной коррекционной школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Челябинск : ЧГПУ. 2010. – 71 с.

4. Шеховцова Т. С. Методика преподавания русского языка (специальная) : учебное пособие. Ставрополь : СКФУ, 2016.– 143 с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?

page=book&id=459254 (дата обращения: 17.01.2019).

5. Программы специальных общеобразовательных школ для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Подготовительный, 1–5 классы. I отделение / под ред. Г. В. Чиркиной. М. : Просвещение, 1987. – 70 с.

6. Русский язык : программы специальных общеобразовательных школ для умственно отсталых детей (вспомогательная школа) / под ред. В. В. Воронковой. В 2 – х сб. Сб. 1 : М. : Просвещение, 1986. – 298 с.

7. Русский язык : программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида (для детей с тяжёлыми нарушениями речи). Начальные классы / Л. В. Венедиктова [и др.]. М. : Просвещение, 1997. – 118 с.

8. Грибова О. Е., Бессонова Т. П. Стандарт общего образования обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи : государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Проект / под ред. Е. Е. Чепурных [и др.]. М., 1999. – 324 с.

9. Бессонова Т. П., Грибова О. Е. Развитие речи : учебник для подготовительного класса школы V вида (1 отделение). М. : Просвещение, 1994. – 207 с.

10. Бессонова Т. П., Грибова О. Е. Рабочая тетрадь по развитию речи (приложение к учебнику по развитию речи для подготовительного класса школы V вида (1 отделение). М. : Просвещение, 1994. – 31 с.

11. Бессонова Т. П., Саенкова Н.А. Русский язык: 3 кл. : учеб. для школ для детей с тяжелыми нарушениями речи. М. : Просвещение, 1995. – 254 с.

12. Русский язык для специальных общеобразовательных учреждений с русским языком обучения : учебные программы для специальных общеобразовательных

 

учреждений для детей с тяжелыми нарушениями речи и детей с трудностями в обучении I-V классы / под ред. Т. В. Примаченок. Минск : Национальный институт Образования, 2008. – 110 с.

13. Григорьева Т. А. Русский язык. VI—XI классы : программы специальных общеобразовательных школ для детей с тяжёлыми нарушениями речи, для детей с трудностями в обучении с русским языком обучения, для детей с нарушением слуха. Минск : Национальный институт Образования, 2006. – 45 с.

14. Алмазова А. А. Актуальные проблемы обучения русскому языку школьников с речевыми нарушениями и возможные пути их решения // Проблемы современного образования. 2013. № 2. С. 114–122.

15. Алмазова А. А. Особенности обучения русскому языку школьников с  нарушениями речи // Вестник Тамбовского университета. 2009. № 11 (79). С. 308–313. (Серия: Гуманитарные науки).

16. Чиркина Г. В., Алтухова Т. А., Вятлева Ю. Е. Коррекционный лингвистичес-кий  курс («Развитие речи», «Произношение», «Обучение грамоте», «Русский язык», «Ли-тературное чтение») : программы специальных (коррекционных) образовательных уч-реждений V вида. Подготовительный класс. 1-4 классы. М. : Просвещение, 2013. С. 1–93.

17. Чиркина Г. В., Российская Е. Н. Произношение. Мир звуков : учебник для специальных (коррекционных) школ V вида. 1 класс. М. : АРКТИ, 2003. – 256 с.

18. Чиркина Г. В., Российская Е. Н. Произношение. Мир звуков : учебник для специальных (коррекционных) школ V вида. 2 класс. М. : АРКТИ, 2003. – 176 с.

19. Чиркина Г. В., Российская Е. Н. Развитие речи : учебник для специальных (коррекционных) школ V вида. 1 класс. М. : АРКТИ, 2009. – 240 с.

20. Чиркина Г. В. Методическое пособие для учителя-логопеда к учебнику «Раз-витие речи» для образовательных учреждений V вида. 1 класс. М. : Аркти, 2010. 148 c.

21. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа началь-ного общего образования обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи : одобр. Федер. учебно-метод. объединением по общему образованию 22 дек. 2015 г. № 4/15. [Элект-ронный ресурс] / Реестр основных общеобразовательных программ // Городской методи-ческий центр : [сайт] [31.08.2016]. URL: http://fgosreestr.ru (дата обращения: 15.06.2018).

22. Анисимова А. Н. Лингвистическая подготовка дефектологов как необходимое условие их профессиональной компетентности // Дефектология. 2003. № 5. С. 32–37.

23. Синичкина Н. Е. К определению понятия «лингвометодическая компетенция» учителя-словесника / Начальное языковое образование в современной школе : сб. статей по итогам междунар. науч.-практ. конф. (12–13 ноября 2008). СПб. : САГА, 2008. С. 333–341.

24. Христолюбова Л. В., Цыганкова А. В. Проблема формирования лингвометодической компетенции у бакалавров, обучающихся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» // Специальное образование. 2013. № 3. С. 107–112.

25. Нугайбекова М. А. Специальная методика обучения русскому языку и чтению : учебно-методический комплекс в 2-х ч. Самара : Изд-во Самарского научного центра РАН, 2018. Ч. 2 : Практикум. 100 с.

26. Нугайбекова М. А. Специальная методика обучения русскому языку и чтению : учебно-методический комплекс в 2-х ч. Ч. 1 : словарь-справочник по модулям. Самара : Изд-во Самарского научного центра РАН. 2018. – 150 с.